Главная страница Интересное о Китае Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

Великая Китайская стенаКаждая страна ассоциируется с одним определенным образом-символом. Для местных жителей и всех иностранцев, прибывающих в страну, Великая Китайская Стена была и будет символом Китая. У входа на отреставрированную ее часть есть надпись, сделанная Мао Цзедуном: “Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец”.

Стена – одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась от Ляодунского залива , северо-восточнее Пекина через Северный китай в пустыню Гоби. Данные о ее длине различны и варьируются. Расстояние от одного конца до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от нее другие крепостные валы, то получится 6000 – 6500 км. В настоящее время ученые хотят произвести топографическую съемку для определения точной длины стены.

Ширина верхней части Стены делала ее дорогой для военных частей. Одновременно могли идти в ряд 5 пехотинцев или кавалеристов. Действительно, служила она только для патрулирования границы и сплошного перекрытия горных троп, которые другими способами не перекроешь. В эпоху холодного оружия Великая Китайская Стена надежно защищала торговые пути, охраняла крестьян от набегов кочевников. Только предательство смогло несколько раз перейти через Стену.

Строительсто ее началось в VII в. до н.э. властителями небольших государств (строили укрепления вокруг своих территорий в виде земляных валов). За всю историю Китая существовало 3 Великих Китайских Стены, строительство которых заняло более 2000 лет.

Первая Стена была построена при императоре Цинь Ши-хуанди, известного как объединителя китайской земли. На ее строительстве было занято 500 000 человек, среди которых было много ученых-конфуцианцев. Император стремился уничтожить это учение, поэтому все последователи были закованы в кандалы и отправлены на стройку, обеспечивая своевременное завершение работ.

Фактически Великая Китайская Стена построена на костях людей, согнанных со всей страны. В народе она стала “стеной плача”. Даже в одной старинной повести рассказывается о жене, которая узнав о гибели мужа, потоком слез разрушила стену. Великая Китайская Стена задумывалась как укрепление против набегов кочевников – монголов и как доказательство власти и величия императора.

Император поручил работу самому удачливому генералу – Мэн Тяню. Стена шла через пустыни и болота, по горам. По всей ее длине стояли войска, а военное значение было огромным. Со сторожевых башен можно было распространить информацию от одного конца до другого за сутки! Для страны тех времен это была огромная скорость.

Даже организация работ была достижением для Китая того времени. Одна из легенд рассказывает, что императору Цинь Ши-хуанди было предсказано, что стена будет завершена тогда, когда в ней будет погребен “Ван” (10 000) человек. Когда император нашел человека по имени Ван он приказал убить его и захоронить в стене. Такая же участь постигла всех умерших во время строительства. Именно поэтому Великую Китайскую Стену раньше называли Самым длинным кладбищем мира или Стеной слез.

Вторая стена была постороена в период 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. императороми династии Хань для защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на Китай и разрушали Стену. В это время земляные валы были укреплены камнем.

Для строительства третьей стены династия Мин выделила около 1 млн. человек. На отдельных участках строили несколько стен (до 10), некоторые участки полностью разбирались, возводили фундамент, а после – участок стены. Каждая из башен Великой Китаской Стены должна была находиться в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в темное время суток). На всем протяжении от Стены до города располагались опорные пункты на расстоянии одного конного перехода, где гонцы с известиями отдыхами и меняли лошадей.

Сами китайцы для поездки на стену употребляют слово “подниматься, восходить”. И это неудивительно, ведь Великая Китайская Стена состоит из множества ступенек, которые ведут то вверх, то вниз, в зависимости от рельефа местности. Зимой ступени покрываются тонким слоем льда, что делает прогулку по ней небезопасной. Особенностью подъема является отсутствие вершины.

Раньше Великая Китайская Стена была препятствием на пути каждого, кто стремился попасть в Китай. В Стене было сделано несколько специальных пропускных пунктов, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не должны были открываться. Исключения не делались даже для императора.

Для того,чтобы попасть внутрь, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. На рассмотрение главы гарнизона подавалась таможенная декларация, которая после проверки отправлялась в центр. До получения разрешения никто не мог проехать внутрь или выехать за пределы страны. Этот процесс затягивался на много месяцев, поэтому вокруг пропускных пунктов располагались палаточные лагеря.

Только в 1644 г. после завоевания Китая манчжурами и воцарения новой династии Великая Китайская Стена стала не нужна и была заброшена.

На всем ее протяжении крепости, форты, сигнальные башни были срыты, а стена и сторожевые башни лишь немного пострадали от времени. В наше время для туристов открыты несколько участков, наибольший интерес представляет неотреставрированный участок Сыматай. В 1962 г. Великая Китайская Стена была внесена в список китайских национальных памятников, а в 1987 г. - в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В наши дни ученые смогли разгадать состав раствора, которым китайцы при строительстве скрепляли кирпичи – его главной составляющей оказалась вязкая рисовая масса.

Каждый желающий может попробовать свои силы при восхождении на Великую Китайскую Стену. Там же можно приобрести сертификат, забравшись на определенную высоту. Считается, что она даже видна из космоса, но на самом деле это не так.

Под влиянием времени и погодных условий Великая Китайская Стена постепенно разрушается, к тому же местные жители используют кирпичи в качестве строительного материала для своих домов и хозяйственных построек. В настоящее время правительство Китая разрабатывает проекты по реставрации памятника истории. Введена система штрафов за различные нарушения при посещении.